Известно, что суда, которые можно назвать лодками, существуют уже более 10 000 лет. Однако корабли в том виде, в каком их знаем мы, появились на много веков позже. Египетские мореплаватели начали исследовать дальние области океана около 3000 лет назад после того,как суда эволюционировали. Они построили парусники и корабли, которые помогли возвести Великие пирамиды. В то же время были построены первые морские порты.
Древесина и другие природные материалы были использованы для строительства этих судов. Их конструкция и размеры были самыми разными. Лишь около 1300 лет до нашей эры были изобретены первые корпусные суда.
Навигация стала особой наукой, главным образом, благодаря грекам и финикийцам. Корабли развивались все сильнее и сильне, потому что им приходилось плавать на обширных территориях Средиземного моря. Тем временем китайцы создали свою собственную версию кораблей с рулевыми веслами и водонепроницаемыми отсеками.
Огромные корабли, способные вместить тысячу человек и пару сотен тонн груза, использовались в первом столетии нашей эры. Азиаты и греки создали суда, на которых было установлено до семи мачт. Строились торговые порты, которые внесли свой вклад в развитие международной торговли.
Последующие столетия были отмечены созданием военно-морских флотов, которыми обзавелись многие страны по всему миру. Компас еще не был изобретен, поэтому мореплаватели ориентировались по звездам. Компас был введен в обиход около 13-го века.
Справедливо сказать, что до эпохи Ренессанса морское судоходство было примитивным, но разные цивилизации все-таки создавали флоты. На самом деле, многие страны полагались на свою активность на море. Среди них были викинги и византийцы.
Галеоны и кнорры были типичными представителями судов 14-го века. Каравелла была построена португальцами на столетие позже. Штормовые порты и кубрики появились на судах в 15-м веке, и они стали стандартом на галеонах в 16-м веке.
Европейцы и азиаты в значительной степени шли вровень в развитии кораблей. Первые броненосцы были построены японцами. Вскоре был спроектирован первый бронированный корабль, использовавшийся в военных целях. Африканские и арабские торговые суда пересекали моря и улучшали торговые отношения между странами, расположенными далеко друг от друга. Были созданы торговые маршруты.
В 15-м веке самый большой корабельный флот века был у китайцев. Между тем португальские исследователи смогли проложить континентальные морские маршруты. Корабли продолжали расти в размерах и легко преодолели отметку по водоизмещению в 700 тонн.
После открытия Америки появилось много новых торговых путей, и вскоре корабли отправились из Атлантики в Индийский океан. Австралию и Новую Зеландию открыли в середине 17-го века, а Джеймс Кук составил карту Полинезии в 18-м веке. Военные корабли разрабатывались вместе с рыбацкими лодками и торговыми судами. Набирали популярность канальные баржи, и они по-прежнему широко используются в наши дни.
Первый тяжеловооруженный корабль был создан военно-морским флотом Франции. Судно с более чем 70 орудиями быстро стало важной частью обороны Европы. Для постройки 56-метрового корабля понадобилось около 3 тысяч дубов и 40 километров канатов. Когда в 19 веке пиратству и работорговле пришел конец, открылось еще больше торговых путей. Панамский и Суэцкий каналы были построены в то время. Последовавшая промышленная революция сильно повлияла на конструкцию судов, и корабли стали использоваться для самых разных видов деятельности, таких как исследования и пожаротушение.
19-й век был временем рекордных достижений, и некоторые корабли пересекали Атлантику примерно за три недели, чего было невозможно достичь в предыдущем столетии. Грузовые и пассажирские суда постоянно увеличивались в размерах, а используемые в них технологии становились все более сложными.
Сегодня в мире насчитывается более 35 000 коммерческих судов. В мире существует около 1500 военных кораблей, а количество рыболовных судов весьма сложно подсчитать. Считается, что их более четырех миллионов. Интересен тот факт, что сегодня в мире насчитывается более 30 миллионов рыбаков.
Существуют различные категории судов, которые варьируются от морских и торговых судов до пресноводных и специальных кораблей. Типы судов, используемых сегодня, включают быстроходные катера, суда снабжения и баржи, суда на воздушной подушке, рыболовные суда и траулеры. Более крупные из них включают танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, транспортные корабли, паромы и круизные лайнеры, яхты, а также специальные суда, такие как исследовательские и метеорологические, ледоколы и военные корабли.