У человечества длинная история строительства и проектирования. Новый каменный век был периодом, когда стали использоваться первые примитивные инструменты. Начали выполняться такие базовые операции как резка, соскабливание и дробление. В медный и бронзовый век было изобретено колесо, и это позволило строительству продвинуться далеко вперед. Инструменты стали более точными и долговечными. Железо стало широко применяться в железном веке, а только что придуманные инструменты использовались для улучшения деревообработки. Считается, что ролики и салазки были впервые использованы египтянами.
Что касается тяжелой строительной техники, то можно сказать, что римляне первыми стали использовать подобные устройства. Люди в Древней Греции и Римской империи применяли водяные колеса и лесозаготовительные краны. Свайные молотки появились еще в 15-м веке. Однако первые настоящие машины стали применяться в строительстве в начале 18-го века. Один из пионеров отрасли Марк Исамбард Брюнель запатентовал туннельный щит в 1818 году.
Только в конце 19-го века были разработаны первые версии различных тяжелых машин, используемых сегодня, а ранее для приведения инструментов в действие использовали животных. Существуют свидетельства использования британских земснарядов, работавших на пару еще в 1796 году. Портативный паровой двигатель изменил всю индустрию, и сельскохозяйственные машины выиграли от этого больше всех. Позже были спроектированы тракторы, а затем появился паровой каток. Когда бензиновые и дизельные двигатели начали широко использоваться, они стали предпочтительным вариантом двигателя для строительных машин по сравнению с двигателями, работавшими на этаноле и керосине. Америка была самым большим потенциальным рынком сбыта для таких машин.
Уильям Отис спроектировал первый экскаватор с собственным приводом в 1835 году. Гидравлические системы и электрооборудование использовались внедрялись все активнее. Вилочный погрузчик был изобретен примерно в то же время, когда была основана компания Holt Manufacturing Company (известная сегодня как Caterpillar). Holt выпустила газоходный гусеничный трактор, который также использовался в качестве основы и источника вдохновения для военной техники. С точки зрения массового производства, первой значимой машиной был трактор Fordson 1917 года, за которым последовала модель с фронтальным погрузчиком. В целом сельскохозяйственные машины сильно повлияли на мир тяжелой строительной техники.
В самом начале 20-го века на рынке появился первый коммерческий автомобиль - Lombard Steam Log Hauler. Инженеры поняли, как улучшить функционал машин с помощью гусениц. Тракторы, бульдозеры и экскаваторы по-прежнему их используют. Бульдозер в том виде, в каком мы его знаем, был изобретен в 1920-х годах.
Со временем отпала необходимость использовать ручную лопату, так как на конец 20-го века гидравлические экскаваторы уже разрабатывались в течение нескольких десятилетий. Это, безусловно, увеличило производительность труда. Землеройные работы и копание стали гораздо менее трудоемкими задачами. Сверхмощные контейнерные краны стали широко использоваться в 1950-х годах. После этого были разработаны специальные средства транспортировки тяжелых машин, потому что такое оборудование становилось все более популярным во всем мире. В 1949 году Либхерр разработал первый в мире мобильный башенный кран, который был необходим в строительстве, потому что здания становились все выше и выше.
После окончания Второй мировой войны строительство процветало во многих странах, и тяжелая техника требовалась как никогда. Строительная индустрия взлетела до небес, поскольку дороги и шоссе строились по всему миру в 1960-х годах.
1970-е и 1980-е годы были временем, когда многие производители строительного оборудования объединились, и были введены различные правила, которые привели к созданию более эффективных и экологически чистых машин. Caterpillar доминировал это время на рынке США, а также на значительной части мирового рынка. На заре 21-го века, по мере роста индустрии стала актуальной аренда строительной техники. Также были представлены электрические машины.
За полтора века строительная техника прошла долгий путь, и сегодня в нашем распоряжении имеется огромное количество тяжелых машин. Трелевочные машины, телескопические погрузчики, грейдеры, бульдозеры, скребки, трубоукладчики, асфальтоукладчики, катки, экскаваторы и десятки других типов искусно спроектированных машин помогли изменить мир. Именно применение гидравлики, мощности пара и двигателя внутреннего сгорания изменило все, и сегодня мы все еще наблюдаем эволюцию тяжелой строительной техники.